Tatil.uz Brand
+99871 200 55 44
Ру

04-03-2019 18:13

По золотому пути «Великолепного века»…

4122

Сегодня в нашем блоге — статья о Стамбуле от замечательного автора Лолы Каримовой. Стамбул она посетила в прошлом году и пошла по следам семьи великих правителей Османской империи...

С первой серии полюбившегося многим сериала «Великолепный век» я решила, что обязательно поеду в Стамбул, когда-то Константинополь. Сколько времени прошло,  а Турция для меня каждый раз — это неизведанные и прекрасные места. Но в 2018 году я решила не греться на анталийском солнце 10 дней, а посетить Стамбул, и побывать именно в тех местах, которые связаны с Великой Османской империей. Поехала я одна, и скажу честно, было не до скуки.

Сначала о минусах. Если вы просто путешественник, то выбирайте отели в исторической части города, а не в районе Лалели, где шумно и не очень чисто. Жизнь там кипит, магазины подряд пестрят своим товаром и чаще продажа тут идет оптом, а не в розницу. Я тогда этого еще не знала и жила именно в этом районе, где мне не понравилось. Благо в отель я приходила только спать, и утром, позавтракав на террасе с видом на море и мечеть, уходила гулять… После моих прогулок и приятной усталости, не замечала минусов отеля.

Кстати, скажу сразу, поскольку турецкая лира упала, хороший шопинг я сделала в торговом центре «Джевахир» (Cevahir): половину дня провела там и вернулась домой с двумя чемоданами.

В первый день, услышав призывы на молитву, я направилась к  мечети, откуда раздавался красивый аъзан. Первым шагом  к «Великолепному веку» для меня стала мечеть Шехзаде Мехмеда, сына Хюррем Хасеки-султан и Сулеймана Великолепного, построенная архитектором Синаном, который по легенде был тайно влюблен в красавицу Михримах-султан.

Султан Сулейман был безутешен, когда скончался его сын, поэтому и приказал Мимару Синану выстроить мечеть в кратчайшие сроки. Мечеть эта действительно поразила меня. Кроме общего зала, где молятся, во дворе мечети есть медресе, которое до сих пор функционирует. А также небольшое кладбище, на котором покоятся гаремные калфы, наложницы… А тюрбе самого Шехзаде Мехмеда находится внутри маленького мраморного здания, кстати, там же, рядом с Шехзаде, покоится зять султана Рустем-паша, визирь Османской империи и супруг Михримах-султан…(конечно, было очень жаль, что я не попала внутрь, но как мне объяснили, там будет реставрация).

Сама Михримах-султан была настолько любима отцом, что покоиться в тюрбе мечети Сулеймание, рядом с ним.

А тюрбе Хюррем Хасеки-султан находится рядом. Раньше, когда я приезжала в Стамбул, пыталась попасть туда, где покоятся эти великие люди Османской империи, но по каким-то причинам не получалось. Но ведь мечты сбываются! Я долго простояла у величественного тюрбе Хюррем, почему-то захотелось мысленно обратиться к ней… и я говорила…долго… про себя… прочла молитву и вышла. Подняла голову, и увидела двух голубей, мирно воркующих на крыше тюрбе Султана Сулеймана Великолепного.

«Значит, все будет хорошо», — подумала я и пошла во двор мечети, откуда долго смотрела на голубую гладь моря и дышала морским воздухом…

Обедала и ужинала я в турецких кафешках. Об этом хочется рассказать отдельно. Самые вкусные турецкие кёфте (котлетки из фарша) готовят в кафе Sultanahmet Koftecisi, где работает династия поваров уже много-много лет.

Рыбу и морепродукты прекрасно готовят в ресторанах на берегу Босфора. А вкусные фирменные донеры с секретным соусом можно попробовать на улице Истикляль, по которой ездит красный трамвайчик, одна из достопримечательностей этого района…

Но вернемся к Великолепному веку… Как не посетить дворец Топкапы, который был построен  в 1479 году по приказу султана Мехмеда, и,  вплоть до середины 19 века был главной резиденцией турецких султанов? Как не окунуться в то время, когда они, султаны Османской империи, выезжали из этих величественных ворот в походы и возвращались к своим любимым женщинам и детям?

Это целый дворцовый комплекс, макет которого можно увидеть перед входом во двор под стеклом. Состоит этот комплекс из четырех отдельных дворов, протянувшихся на пять километров. Здесь располагались приют, казначейство, диван, пекарни, конюшни султана, роскошный сад и цветочные террасы с фонтанами, в некоторой отдаленности находился Изразцовый дворец, где жили наложницы.

Есть там и веранда с кёшком — это место, где любили сидеть члены семьи правителя, они завтракали и любовались Босфором…

Увидела я улочки гарема, покои Валиде Айше Хафсы султан, и башню правосудия, с которой султаны наблюдали за клятвами шахзаде перед янычарами и казнями… Атмосфера во дворце Топкапы особенная: прогуляться по саду, увидеть журчащий, красивый фонтан, музей — ради этого стоит поехать в Стамбул.

Ну, а как же Айя-София (Собор святой Софии)? Естественно, в один из дней, я отправилась туда. Туристов было много, и это обычное дело. 1500 лет собор изумляет своей архитектурой и великолепной мозаикой. Несмотря на то, что османы все-таки переделали некогда православный храм под мечеть, древние иконы там сохранились. Конечно, повсюду можно увидеть надписи из Корана на арабском языке. Смотрится все это очень величественно, особенно когда на это великолепие смотришь со второго этажа.

Нурбану-султан, урожденная Сесилия Веньер-Бафф, подаренная в гарем великим Барбароссой... После того, как выходишь из Айя-Софии, слева расположено тюрбе Султана Селима II, или Селима-пьяницы, как называли его турки. Покоится он рядом с Нурбану-султан, там же я увидела много маленьких тюрбе династии Османской империи. Кстати, о панно из изразцов у входа в тюрбе: слева поделка, а справа оригинал. Такой же хранится в Лувре, так как изразцы под предлогом реставрации вывезли во Францию, а вернули подделку.

Ну, а потом я просто целый день гуляла по площади Султанахмет, конечно же, посетив саму одноименную мечеть — голубую, величественно красивую, с шестью минаретами.

Говорят, что когда султан Ахмед приказал архитектору выстроить эту мечеть, он сказал чтобы у нее были «олтин» (золотые) минареты, а архитектору послышалось «олты» (шесть), вот поэтому эта мечеть с шестью минаретами.

Турецкие сценаристы и режиссеры не остановились на истории Сулеймана и Хюррем, а пошли дальше. Ну, и я продолжила свое путешествие. Недалеко от бани Хюррем-султан находятся тюрбе Кёсем-султан и султана Ахмеда, также окруженные своими родными, но это уже другое поколение Османской династии, и у него не менее трагичная история.

Ну, и как же не прогуляться по Гранд-базару, и не окунуться в восточную сказку, почувствовав турецкий колорит? У рынка, кажется, нет конца и края, внутри находятся 61 улица, 4400 лавок, 2195 ателье, 18 фонтанов, 12 мечетей, 12 складов, одна школа, одна баня, несколько кафе и пунктов обмена валюты!

Ежедневно Капалы Чарши (так турки называют Гранд-Базар) посещает свыше полумиллиона посетителей. Чего только  тут нет! Керамика, золото, серебро, бижутерия, шали, платки, амулеты, ковры и многое другое!  Мне не хватило дня, чтобы обойти его, и я не нашла популярный на этом базаре деликатес — кокореч — обернутые в кишки молодых баранов потроха — сердце, почки, легкие, печень. Турки с удовольствием едят это блюдо, готовят его на ваших глазах, пекут, обжаривают и начиняют им багет.… Говорят, это вкусно…

Вечером я отправилась на прогулку по Бофору. Морской ветер, танец дервишей, Золотой рог, Румелихисар и дворец Долмабахче — все сделало прекрасным мой отдых, и я не пожалела, что провела в Стамбуле десять дней.

Ну, а в апреле я решила съездить на Фестиваль тюльпанов  в Стамбуле (Istanbul Lale Festivali) — знаменитый на весь мир праздник цветов, красочное событие, которое привлекает в Турцию множество туристов. ... Ежегодно в апреле Стамбул превращается в цветочный шедевр. Миллионы тюльпанов высаживают по всему городу, их можно увидеть практически в любом уголке Стамбула: от парков и аллей до городских автомагистралей и дворов. Так что пожелайте мне хорошего полета и ждите новые фото….