02-11-2015 12:26
3840
0
НИКОМУ НЕ ВЕРЬТЕ
Туристу древности было достаточно поведать благодарным слушателям факт, что далекая Италия имеет форму сапога – и те были счастливы! Современному человеку путевые заметки писать намного сложнее. Сегодня читатель успел многое: и на Эйфелеву башню вскарабкаться, и бой часов Биг Бена послушать, и даже покататься на сиамских слонах. К тому же есть Интернет, есть Википедия, есть Google Map и Google Earth.
Дальше – больше. Едем по Копенгагену в экскурсионном автобусе. Очаровательный гид показывает памятник королю Кристиану IV и говорит: «Помните сказку про Нильса, превращенного в маленького человечка? Одним условием рассеивания чар было, чтобы Нильс остался в шляпе, когда король обнажит голову. По правую сторону вы можете увидеть бронзовую скульптуру, которая оживает в сказке». А на самом-то деле в сказке за Нильсом гонится памятник вовсе не Кристиану IV, а Карлу XI. И не в Копенгагене, а по улочкам города Карлскруна. Да и вообще не в Дании, а в Швеции.
Так что и гидам верь, но проверяй.
ХУДШЕЕ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ В ПУТЕВЫХ ЗАМЕТКАХ
Худшее, что может быть в путевых заметках – более или менее адаптированный пересказ туристских справочников и статей из Сети. Поэтому, чтобы не «затуманивать» восприятие, почитал перед полетом только самое главное. К стыду своему, до поездки в Данию я был уверен, что в стране, входящей в шенгенскую зону, в обращении евро. Оказалось, что нет. Зря менял. Датская крона жива-живехонька, печатается и с каждым годом сторонников перехода на евро все меньше.
Кстати, о том, что Копенгаген расположен на острове Зеландия узнал, когда самолет шел на посадку. Остров Зеландия размером с Ферганскую область. Вся Дания – как Бухарская область.
В аэропорту Копенгагена вас встречают деревянные полы. Деревянные полы и в номере гостиницы «Тиволи», и в дегустационном зале пивоварни Carlsberg. И даже в переходе у королевской резиденции не брусчатка, а дерево. Чтобы конная королевская гвардия не скользила на булыжниках.
Бродил по городу и фотографировал все, что мне приглянулось. Пожарный гидрант с каской и топориками. Симпатичные скамейки. Королевский почтовый ящик. Колокол. Граффити. Старенький гнутый стул в ресторане.
В Копенгагене я сделал 674 кадра. Памятник в бронзе нужно поставить изобретателю цифровой камеры. Не то пришлось бы таскать три десятка катушек фотопленки.
СОЛНЕЧНОЕ ВЕЗЕНИЕ
Лучше всего новый для себя город изучать не через стекло автомобиля, но в пешей прогулке. Увидите несравненно больше. Было солнечно. Как выяснилось буквально на следующий ливневый день, мне здорово повезло. Для скандинавской страны – это удача.
Глобализация не обошла Данию, конечно, стороной. Шел по улицам и повсюду столь знакомые вывески: McDonald’s, KFC, 7-Eleven, Blockbuster, Starbucks, Hard Rock Café. Конечно, ни в одну из этих стандартных точек заходить я не стал.
Кроме Hard Rock Café Copenhagen. В каждом таком кафе должны быть оригинальные предметы, связанные со звездами рока. И я был вознагражден. Не только гитарой Боб Дилана, но оригинальной нотной записью песни Джорджа Харрисона «My Sweet Lord» и платиновым диском этой песни в рамке на стене.
Если пройти несколько шагов от кафе – красивые ворота в парк Tivoli. Говорят (этого никак не проверишь) идею своих парков Уолт Дисней подсмотрел именно здесь.
Через дорогу от парка Тиволи памятник Андерсону на бульваре Андерсона и неподалеку от музея Андерсена. Все фотографируются у колен большой бронзовой скульптуры, отчего они блестят как надраенные. В небольшом перерыве между тьмой китайцев, удалось сфотографироваться и мне.
КЁРЛИНГ
Трудно сказать точно за столь короткий визит, но мне показалось, что национальный спорт номер один у датчан – кёрлинг. Хотел посмотреть игру Кубка чемпионов по футболу, а по телевизору – дядьки елозят по льду с щетками в руках. И так по всем спортивным каналам.
Мне «повезло» оказаться в Дании в дни чемпионата мира по кёрлингу среди мужских команд в Канаде. И по телевизору шары каменные по льду туда-сюда, туда-сюда. Какой там «Манчестер Юнайтед»! Самое красивое в этой истории то, что датчане завоевали на чемпионате почетное 12-е место среди дюжины команд, проиграв подряд 11 матчей.
Вот вам и кёрлинг-шмёрлинг.
ТРАВМОПУНКТ
Автобус подъезжал к набережной. Гид тем временем давала наставления:
– Пожалуйста, на камни не лезьте и не старайтесь поцеловаться с Русалочкой. Камни у подножия памятника очень скользкие. Я столько раз видела, как люди здесь ломали себе руки, ноги, носы и теряли зубы.
Прям не самый лиричный и нежный памятник любви в мире по сказке Андерсена, а какой-то травмопункт.
Мне больше всего импонирует в истории памятника тот факт, что «Русалочка» подарена Копенгагену, меценатом, чье имя носит пиво Carsberg – Карлом Якобсеном. Верю, что постепенно и у нас социально ответственный бизнес начнет украшать улицы городов добрыми сказочными скульптурами.
Тем временем мы подошли к самой воде. Вокруг Русалочки копошилась толпа китайцев. Туристы из Поднебесной накидывали на Русалочку куртки, скакали по камням, пытались ее облобызать. Но никто не сломал на этот раз себе ничего.
– Ребята, – сказал я им. – Совесть имейте. Дайте и нам сфотографироваться.
У морского царя дочерей было «шестеро, все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море».
Бедная девочка.
ВЕЛОСИПЕДЫ
В столице Дании сразу, окончательно и бесповоротно поражает обилие велосипедов, велосипедистов, велосипедисток, велосипедных дорог и велосипедных стоянок. Даже члены датского парламента ездят на велосипедах. Они без мигалок, но зато с гербовой печатью!
Первая разметка для велосипедистов на проезжей части улиц Копенгагена появилась ровно 110 лет тому назад. Вычитал в справочнике: в Дании водители авто уступают дорогу велосипедистам, велосипедисты уступают дорогу пешеходам. Сейчас, разбежались.
На территории Carlsberg, в тот миг, когда я тихо и мирно переходил от музея Carlsberg к автобусу, на меня в прямом смысле наехала очаровательная блондинка на велосипеде. И тюкнула колесом в левое колено. Она перепугалась раза в два с половиной больше моего. Видимо, потому, что я в раза два с половиной больше вешу.
– Не зашибла ли я вас, – отчаянно бледнея, пролепетала она.
– Не волнуйся дочка, – успокоил я её. – (Быть может она ожидала, что я скажу: «Теперь, как честный человек, я должен на тебе жениться». Но я не стал этого говорить). Все нормально, сам виноват.
– Мы оба виноваты, – пискнула красавица и укатила прочь.
А датчанки хороши. И не только те, кто ездит на велосипедах в коротких юбочках.
ДАТСКИЙ ХАРАКТЕР
Было бы забавно, если пробыв в Копенгагене считанное количество часов, я бы стал рассуждать о национальном характере подданных королевы Маргрете II. Тем более, что разве отличим мы датчанина от шведа или норвежца? И в чем датский характер: в отказе таксиста, арабо-датчанина, из фирмы Dantaxi, номер машины JE 98984, подвезти от Центрального вокзала до отеля? Или все же истинный датский характер в письме с извинениями от имени фирмы, что прислал Клаис Истед (Claes Isted), клиент-консультант DanTaxi?
Датчане, или те, кто казался нам датчанами, менее улыбчивы, чем, скажем, американцы. Но вполне дружелюбны. Забавно, что многие говорят с британским акцентом и, похоже, гордятся этим.
В Дании детей выводят гулять и в проливной дождь. Только одевают получше и тщательнее. Так и куется датский характер.
АВТОМОБИЛИ, АВТОБУСЫ, МЕТРО
Сначала мне показалось, что датчане предпочитают французские машины. Потом, что американские. И только позже понял, что в Копенгагене предпочитают машины подержанные. Каждая третья машинка там старенькая. Правда, такси в городе – сплошные новехонькие «Мерседесы».
Своих машин в королевстве не выпускают, а на ввозимое введен сумасшедший налог и потому авто очень дорогое.
Может тяга к велосипедам диктуется не только любовью к экологии, но и ценами на машины? Да и улочки города узенькие. Только на великах и ездить. Мне просто страшно становилось, когда флегматичный скандинав начинал разворачивать на этих улочках наш высоченный экскурсионный автобус. Казалось, что после каждого такого маневра на булыжной дороге остается пара-тройка плоских жестянок из-под авто.
В Дании все машины должны ездить с включенными фарами. Это мне привычно по Америке и кажется очень разумным решением.
Нас несколько раз спрашивали: «Замечаете, какой чистый воздух в центре города»? Это местные хвастались своими электрическими, выкрашенными в желтый цвет автобусами. Да и на все остальные автобусы поставлены фильтры евро 4.
Опять из фактов, которые не проверить – датчане утверждают, что их метро занимает первое место в Европе по качеству и дизайну. Может, потому, что составы метро ездят без машинистов и управляются при помощи компьютеров?
Азимыч
Окончание следует.
Наш адрес:
100031, Узбекистан, город Ташкент
Яккасарайский район,
улица Юсуфа Хос Ходжиба, 69.
Тел: (+998 71) 200 55 44
E-mail: info@tatil.uz